ДОНСКАЯ ИКОНА
Празднование 19 августа/1 сентября (н.с). День православного казачества (с 2011 г.)
Донская икона — один из вариантов иконографического типа «Умиление». Точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось. Её атрибутируют как работу Феофана Грека.
По словам В. Н. Лазарева, Богоматерь как бы предвидит трагическую судьбу своего Сына. Но лицо её не только печально; оно отражает внутреннюю просветлённость, что придаёт ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему. По мнению учёного, это — произведение исключительное по своим художественным достоинствам, безотносительно от того, будем ли мы его приписывать самому Феофану или его школе.
Во вкладной книге Донского монастыря, составленной в 1692 году, имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками из Сиротина городка московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы. Большинство исследователей расценивает это сообщение не более чем как романтическую позднюю легенду и считает, что икона написана после Куликовской битвы, по наиболее распространенному мнению — для Успенского собора Коломны по заказу великой княгини Евдокии (ок. 1353-1407) — супруги великого князя Димитрия Иоанновича — на молитвенную память о нем и воинах, погибших в битве на Дону в 1380 г.
Почитание Донской иконы сложилось вскоре после создания, что доказывает наличие ее ранних уменьшенных списков, однако её первоначальное название неизвестно. В царствование Иоанна IV великий князь Димитрий Иоаннович стал именоваться Донским, так же стали называться и заложенная им перед Куликовской битвой церковь Успения в Коломне, и хранившаяся в ней древняя чтимая икона Богоматери. Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем». Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус государственной святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля.
В Ливонской войне икона также была заступницей и покровительницей православных воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне». В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Донской иконой о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея. В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский монастырь. Для него сделали список чудотворной иконы.
В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорусские земли, царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Донской иконой и нападение «агарян» было отбито. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание иконы усилилось. С ее заступничеством связывали и взятие Азова в 1696 г.
В XVII веке для иконы был изготовлен драгоценный оклад, описание которого в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов. В 1812 году солдаты Наполеона разграбили с него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза. Сохранились лишь отдельные детали украшений.